ТЁТЯ МО́ТЯ
DEF: ML Обобщенное и собирательное наименование незнакомой женщины определенного вида
PRAGM: В сознании носителей языка существует, своеобразный словесный портрет, выявленный при помощи обращении к МЛ:
Возраст: взрослая, немолодая, среднего / старшего среднего / старшего возраста, с большим жизненным опытом.
Внешний вид: дородная, колоритная, неуклюжая, неловкая, странного вида, неопрятная, в немодной и безвкусной одежде, в нелепом головном убое, с плохой прической.
Характер и особенности личности и поведения: простоватая, простодушная, глуповатая, глупая, несообразительная, недалекая, недотепа, не злобная, активная, любопытная, демонстративное или абсурдное поведение, всюду сует свой нос, во все встревает, попадает впросак, всех судит, считает себя умнее всех, имеет свой взгляд на вещи, но конструктивного решения проблем не предлагает.
Социальный статус: простая, необразованная, деревенского происхождения, из народа, из толпы, обыватель, электорат нижней ступени, типичный, обычный человек, собирательный образ, обобщенный народный образ.
ILL: и они вот задрали эту цену // *П а тётя Мотя тут / *П они сейчас критикуют // *П вон тут в подъезде / *П вон встал утром / *П вон президент сказал / *П чтоб на музеи не повышали //
INTR:Обращение к МЛ позволило получить следующие реакции:
- Простая тётка (пренебр.);
- Какая-то тётя (пренебр.);
- Женщина странного вида, может быть, незнакомая женщина странного вида;
- Простая женщина из народа;
- О простоватой, глуповатой женщине деревенского происхождения;
- Эвфемизм «глупой женщины», ироничное отношение к несообразительности в какой-либо ситуации;
- Мне кажется, что «Мотя» —неопределенный артикль к слову «тётя». То есть некая дама среднего/старшего среднего возраста (+ возможно, активная, дородная );
- Это такая недотепа, недалекая женщина, у которой мало что хорошо получается, но она всех судит, считает себя умнее всех, имеет свой взгляд на вещи;
- Тётя Мотя— обыватель;
- Электорат нижней ступени;
- Недалекая неопрятная женщина в возрасте;
- Тётя Мотя— образ собирательный. Наверняка есть какая-то любопытная история, которая объясняет появление этого шутливого наименования. Я бы сказал, что употребляется фамильярно или шутливо относительно социально активных деятельных женщин среднего истаршего возраста, но без осуждения. Предполагается, что функция тёти Моти в обществе необходима. Тётя Мотя всегда помогает заметить узкие места в семье или в обществе, но редко сама предлагает конструктивные способы устранения трудностей, тем более сама никогда не предпринимает усилий к устранению этих трудностей, поскольку не рискует. Она отличается изрядным любопытством, всюду сует свой нос, но, обладая большим жизненным опытом, дает верные и объективные, часто нелицеприятные оценки. Образ тёти Моти входит в более широкое представление о сердобольной тетушке, которая замечает недостатки, но не отвечает за их исправление. Она часто досаждает, но в целом она «всегда права». Далее, тётя Мотя входит в круг бабушек, двоюродных сестер, братьев, племянников, крестных, разных дальних родственников и свойственников, с которыми приходится периодически встречаться и резонерство которых приходится хотя бы изредка выслушивать. Избежать этого никак нельзя, поскольку это предписывают неписаные законы обхождения сродней;
- Тётя Мотя— прототип «гласа народа». В речи интеллигенции — человек из толпы;
- Тётя Мотя— обыватель, представитель народа, собирательный образ типичного, обычного человека, на которого обрушивается, как правило, неожиданно самая разная информация. Тётя Мотя может выразить самое реальное и откровенное отношение к полученной информации;
- В моем понимании «тётя Мотя»употребляется в отношении некоей колоритной персоны женского пола, скорее всего, не без еврейских корней, которая делает/говорит нечто не совсем ожидаемое, либо не входящее в привычное, неприятное говорящему/рассказывающему персонажу/субъекту, даже абсурдное с его точки зрения;
- Тётя Мотя— образ старый, всем известный, но сейчас подвергающийся переосмыслению (постмодернистскому). Традиционная тётя Мотя фольклорный персонаж, для которого характерно абсурдное поведение, обусловленное не только простодушием, но еще и откровенной глупостью, склонностью к демонстративному поведению;
- Немолодая женщина в немодной, безвкусной или неопрятной одежде, в нелепом головном уборе или с плохой прической;
- На мой взгляд, выражение «тётя Мотя» имеет одно из следующих значений: 1) любая взрослая женщина (скорее с шутливым или пренебрежительным оттенком); 2) некто, одна из группы людей (соседей, пассажиров, участниц чего-либо и т. д.), второстепенный персонаж, т. е. не участник происшествия, а скорее одна из свидетелей; 3) 1-е или 2-е + выделяется среди других за счет какого-либо внешнего фактора (манера поведения, одежда, социальный статус и т. д.);
- По поводу тети Моти... я представляю ее так: очень простоватая женщина, необразованная, безвкусно одетая, недалекая, немолодая... Вот такая неприглядная картинка;
- Я считаю, что это нарицательное существительное для обозначения женщины, скорее, простой, обычной, возможно даже, заурядной. Срифмованное словосочетание собственного и нарицательного существительных хорошо запоминается, что типично для фольклора (например, «волк-зубами щёлк», «зайчик-побегайчик», у болгар —«кумчо-вълчо»);
- Тётя Мотя— тетка необразованная, неуклюжая, неловкая, недалекая, везде встревающая и попадающая впросак, но не злобная;
- Словосочетание мало употребляется. В последнее время оно неожиданно всплыло благодаря некоторым публичным личностям, но в основном, по-видимому, из-за фонетических, а не смысловых ассоциаций;
- обобщенный народный образ, примерно равно «Клава» для другого временного отрезка + матрешка.
Такой — обобщенный, собирательный — образ тёти Моти, существующий в языковом сознании носителей русского языка, во многом подтверждают и тексты из Интернета. Подробное описание ей дает в своем стихотворении Степан Степанов:
Кто не знает тётю Мотю?
Да никто с ней не знаком!
Вам представим тётю Мотю,
Чтобы речь понять, о ком.
Тётя Мотя — это что-то…
Это что-то юных лет.
До пяти у ней работа,
С двух до трех у ней обед.
Не красотка, не дурнушка,
Не умна и не глупа.
Так, простая молодушка
В жёлтой майке до пупа.
Еще один портрет тети Моти был обнаружен в рассказе Ю. Зверлина:
— Какая еще тётя Мотя? — не унималась девочка.
— Наша тётя Мотя! — стала объяснять старушка, — Она вроде домового, добрая. Живет тётя Мотя в вытяжной трубе и следит за порядком в доме, чтобы ничего плохого ни с кем не случилось.
— И давно тётя Мотя живет в нашем доме?
— Давно, Маша, очень давно! Я, сколько себя помню, всегда она у нас жила.
— А мама про тётю Мотю знает?
— Конечно, знает! Кто же про нее не знает…
— А чем она питается? — продолжала расспросы Маша.
— Да, святым духом, — засмеялась бабушка и, видя, что Маша ее не поняла, пояснила, — я, вот, сейчас котлеты жарю. Аромат в вентиляционную трубу вылетает. Тётя Мотя его вдыхает, ей и хорошо! А больше ей ничего и не надо, она — бестелесная.
Упоминают тетю Мотю в одном из своих произведений и братья Стругацкие:
- Этого тетя Мотя ничего не знает. И знать не хочет. Она одно знает: всю жизнь вкалывала, как проклятая, а сейчас, старуха, по помойкам бутылки собирает.
— Ну ладно, хватит вам, что вы опять сцепились... Не об этом же речь идет. Ей богу, Олег, ну что ты, в самом деле... Ты что же хочешь мне сказать — сидит где-то какая-то тетя Мотя и сочиняет эти повестки?
— Не-ет, это не тетя Мотя сочиняет. Это сочиняет сытый, гладкий, вчерашний молодежный вожак, и «Жигули» у него есть, и квартира с телефоном, да только вот бездарный он, к сожАлению, серый, как валенок, а потому — убежденный юдофоб... (А. и Б. Стругацкие. Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах).
Рисунок 1
Тётя Мотя-1
Рисунок 2
Тётя Мотя-2