при поддержке Российским гуманитарным научным фондом
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАТИВНЫХ СЦЕНАРИЕВ СПОНТАННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ разрабатывается в Санкт-Петербургском государственном университете на базе филологического факультета при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 12-04-12017).
Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы описания структуры повседневной речевой коммуникации. Коммуникативные эпизоды, как и другие динамические явления речевого поведения, репрезентируют некие инвариантные сценарии, которые определяются целым рядом факторов: социальными и психологическими свойствами коммуникантов, динамикой их интенций (в том числе прагматических), условиями коммуникации, культурной и общеязыковой традицией и др. Исследования речи показывают, что от выбора коммуникативного сценария в большой степени зависит успех коммуникации в каждом конкретном случае. Отсюда повышенное внимание исследователей к конфликтным ситуациям, сценариям, приводящим к негативным последствиям, и коммуникативным способам выхода из конфликта.
Реализация проекта позволит исследовать речевую коммуникацию в аспекте развертывания коммуникативных сценариев, что позволит решить ряд существенных исследовательских задач:
1) построить типологию коммуникативных сценариев различных типов речевого общения;
2) осуществлять анализ корреляции типа коммуникативного сценария и его речевой реализации;
3) исследовать типы вербальной реализации факторов, обеспечивающих успешность коммуникации.
Специфика рассматриваемых научных проблем диктует необходимость разработки информационно-исследовательской системы, на создание которой направлен данный проект.
Сферой использования результатов данного проекта в первую очередь являются фундаментальные исследования звучащей речи и базирующиеся на этом практические задачи мониторинга современной звучащей русской речи, речевые технологии автоматического анализа и синтеза речи, преподавания русского языка как неродного, как инструмент для психолингвистических и социолингвистических исследований, и изучения поведения человека в реальном мире.
Круг пользователей информационно-исследовательской системы, на создание которой направлен данный проект, определяется ее контентом и возможностями масштабирования применительно к задачам исследования речевой коммуникации, социальной психологии и педагогики, регистрации и типологизации инвариантных коммуникативных сценариев. Потенциальные пользователи информационно-исследовательской системы коммуникативных сценариев: русисты всех специализаций, коллоквиалисты, специалисты в области речевой коммуникации, психолингвисты, социолингвисты, специалисты в области речевых технологий и лингвистической экспертизы, преподаватели русского языка для русских и иностранных учащихся, студенты-филологи.
Важность реализации предлагаемого проекта определяется высокой практической значимостью адекватного описания речевого поведения человека в реальном мире, необходимых как для решения фундаментальных научных задач, так и для решения актуальных прикладных задач в области телекоммуникации, речевых технологий, психологии и образования.
Актуальность заявленной темы обусловлена современной многоаспектностью исследования коммуникации в разных сообществах. Реализация предлагаемого проекта сможет дать мировой науке эмпирические данные для конверсационного, дискурсивного, когнитивно-коммуникативного анализа повседневного общения, таким образом будет решена проблема диспропорции между достигнутыми обобщениями и их обеспеченностью реальным материалом. Использование представительного речевого материала из корпуса "Один речевой день" позволит избежать экстраполяции выводов, полученных на основе анализа коммуникативных ситуации в иных языках, на коммуникативные ситуации, стандартные для повседневного общения в России. И, напротив, увидеть приемлемость ряда международных открытий для анализа повседневной коммуникации на русском языке.
Разрабатываемая информационно-исследовательская система будет активно использоваться на филологическом факультете СПбГУ (в процессе обучения студентов и аспирантов, повышения квалификации научно-педагогических работников и для научно-исследовательских целей), в Институте филологических исследований СПбГУ, в Институте русского языка и культуры СПбГУ.