МЕТОДИКА АННОТИРОВАНИЯ МИКРОЭПИЗОДОВ

1. Сегментирование и первичное аннотирование микроэпизодов осуществляется с помощью мультимедийного аннотатора ELAN, разработанного в Институте антропологических и психолингвистических исследований им. Макса Планка, Нидерланды, который является свободно-распространяемым продуктом. Таким образом, разметка оказывается привязанной к звуковой волне, что позволяет исследователю работать со звучащим материалом.

2. Наименование (описание) микроэпизодов осуществляется на уровне Episode шаблона *.eaf после получения транскрипта расшифровки путем объединения последовательных групп реплик в микроэпизоды. На данном уровне предусмотрено исключительно линейное членение речевого контента в отличие от сегментации на миниэпизоды. На уровне первичного аннотирования выделяются также экстралингвистические события (уровень Events) и паралингвистические явления (уровни Notes и Voice).

3. Разработаны принципы многоуровневого аннотирования микроэпизодов, подразумевающее заполнение дополнительных уровней аннотации:
1) доминантная прагматическая задача коммуникативного сценария (прагматическая/интенционально-коммуникативная, акционально-практическая, содержательно-тематическая, модально-фатическая),
2) эмоциональный фон (нейтральный, положительный, отрицательный),
3) обобщенный тип коммуникативного сценария (бытовой разговор, профессиональный разговор, клиент-сервис коммуникация, обучение и др.),
4) социальная роль информанта (отец, сын, коллега, друг и т.п.),
5) место коммуникации (напр., дом, офис, учебное заведение и т.п.),
6) присутствие разных типов коммуникативных маркеров (маркер "переключения интенций", маркер-инклюзив, маркер-эксклюзив и др.),
7) формальная оценка успешности коммуникации (успешная, неуспешная, неопределенная и др.),
8) количество векторов коммуникации (общение информанта самого с собой, моновекторный разговор, поливекторный разговор).

По прагматической задаче выделяются следующие категории микроэпизодов:
- ИНТ: прагматический, интенционально-коммуникативный - доминантными являются конкретные коммуникативные цели (спросить, узнать, рассказать, обсудить, оценить, получить совет, выразить сочувствие, поздравить и др.).
- АКЦ: акционально-практический - этот тип эпизодов ориентирован в первую очередь на практическую деятельность (неречевое поведение участников общения), которая в этом случае является как фоном для развертывания коммуникации, так и фактором, организующим коммуникативное воздействие. Здесь имеет место установка на речевую координацию практических действий в процессе совместной деятельности для достижения перлокутивного эффекта (приготовление еды, приборка, рассматривание фотографии, покупка и т.п.). В этой категории эпизодов часто встречаются комментирование, оценка и согласование действий.
- ТЕМ: содержательно-тематический - для такого типа эпизодов в центре коммуникации стоит общая тема (например, текущие события, политика, футбол, здоровье, дети, знакомые и т.д.).
- ФАТ: модально-фатический тип эпизода представляет собой общение ради общения, для поддержания контакта, отношений или этикетных норм, для социального самоутверждения ценности личности, ради удовольствия от общения.
Довольно часто в реальной коммуникации наблюдается смешение этих прагматических задач, в подобных случаях выбирается одна или более доминирующих типа. Например: АКЦ ФАТ.

Эмоциональный фон коммуникации определяется по одной из трех категорий:
Н - Нейтральный,
П- Положительный,
О -Отрицательный.

Формальная оценка успешности коммуникации определяется с учетом разных факторов общения (в частности, достижения цели коммуникации, наличия удовлетворения от общения, динамика эмоционального фона и др.):
У - успешная коммуникация (достижение цели, эмоционально-положительный тон),
К - коммуникация не является успешной (развитие конфликта, раздражение, недостижение цели),
Н - не определено, нейтральная ситуация,
О - отсутствие категории успешности в принципе (для ситуаций, когда информант говорит сам с собой, с неодушевлённым предметом или с животным).

Количество векторов коммуникации. Выделяются три основных подтипа: С - разговор человека с самим собой,
М - моновекторный разговор, при котором все участники коммуникации ведут общую беседу,
П - мультивекторный разговор, характеризующийся несколькими параллельными линиями коммуникации (напр., в офисе).

Тип коммуникации определяется по правилам, принятым для аннотирования макроэпизодов.

Таким образом, по данным категориям (тип и условия коммуникации, социальная роль и место коммуникации) аннотирование микроэпизодов сходно с макроэпизодами, но имеет более простую структуру.