На странице "Исследования" размещены некоторые публикации, подготовленные за время выполнения проекта РГНФ № 13-04-12022 «Информационная словарная система “Язык мегаполиса”.
Прежде всего это фрагменты коллективной монографии "Звуковой корпус как материал для анализа русской речи".
Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа.
Выходные данные: Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Часть 2. Теоретические и практические аспекты
анализа (Том 2. Звуковой корпус как материал для новых лексикографических проектов). Коллективная монография
/ Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. — 368 с.
Авторы: Н. В. Богданова-Бегларян (Богданова), И. С. Бродт (Панарина), Е. А. Зобнина, О. А. Кононова, И. В. Никрус, Н. А. Осьмак (Андросова), О. В. Павлова (Ильичева), Д. А. Пальшина, А. Ю. Рожкова, Н. А. Хан, В. М. Чуйко, Г. С. Шатохина и др.
Вторая часть коллективной монографии, составившая два тома, продолжает представление результатов различных исследований живой речи по материалам Звукового корпуса русского языка. В первой части описаны данные многоаспектного лингвистического анализа по преимуществу только трех основных типов спонтанных монологов — чтения, пересказа и описания изображения. Весь этот материал собран в блок САТ (сбалансированная аннотированная текстотека) Звукового корпуса. Во второй части представлены некоторые наблюдения над материалом корпуса в целом (блок САТ, включая свободные рассказы информантов на заданную тему, и блок ОРД) (глава 6; нумерация в глав в двух частях — общая), а также продемонстрированы возможности использования этого корпусного материала для преподавания русского языка как иностранного (РКИ) (глава 7) и для его лексикографического описания (глава 8).
Авторский коллектив этой части книги — члены (порой — уже бывшие) того же семинара «Живая речь: норма и реализация», работающего под руководством Н. В. Богдановой-Бегларян, которые в разное время, в разных аспектах и в разных целях исследовали русскую устную спонтанную речь. Настоящий труд объединяет результаты различных работ молодых исследователей, в том числе студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей, подводит итог всему, что уже сделано к настоящему моменту, и, так же как первая часть монографии, может стать базой для новых научных поисков и новых «открытий».
ЗВУКОВОЙ КОРПУС КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ НОВЫХ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Материал устной спонтанной речи, ставший в последнее время объектом внимания лингвистов самых разных направлений, открыл и различные возможности его описания, в том числе — в лексикографическом отношении. Последнее представляется не менее важным и значимым, чем, например, описание фонетики или грамматики повседневной русской речи. Лексикографический подход обеспечивает фиксацию не только новых слов (лексем), пополняющих лексикон современного носителя языка, но и новых значений (семантем) старых слов, и стилистические сдвиги, и возникновение у лексических единиц новых коннотаций, и изменение оценочных характеристик, и мн. др.
В последнее время в лингвистике на различных уровнях ведутся исследования, посвященные функционированию в речи языковых единиц (см., например: Баранов, Плунгян, Рахилина 1993; Дискурсивные слова русского языка 1998, 2003; Дараган 2000, 2003; Краузе 2007; Кронгауз 2008; Гришина 2008; Маркасова 2009; Кобозева 2010; и мн. др.). Не последнее место в этой дискуссии отводится лексической, а также лексикографической проблематике, которую затрагивают работы В. Д. Лютиковой (Лютикова 2000), Л. В. Алешиной (Алешина 2001), Ю. Д. Апресяна (Апресян 2002, 2009), Л. П. Крысина (Крысин 2008, 2010) и мн. др. Особый интерес для исследования представляют те изменения, которые происходят в лексике: многие единицы современного лексикона, активно употребляющиеся в живой речи (максимально изменчивая, подвижная система), знакомые всем говорящим и признаваемые более или менее нормативными, не находят еще пока никакого отражения в языке (относительно стабильная система), что может выразиться, в частности, в фиксации в толковых словарях литературного языка, хотя бы и с пометами разг. (разговорное) или прост. (просторечное). Однако в полной мере устная спонтанная речь только начинает привлекать внимание лексикографов как возможный объект описания.
Описать язык — значит описать его словарь и грамматику. В этом смысле современный русский литературный язык описан достаточно полно и всесторонне. Перемещение внимания исследователей с языка на речь (в первую очередь устную), а также корпусный подход к сбору и систематизации живого речевого материала создают благоприятные условия для такого же описания речи как основной формы существования языка.
Уже первые наблюдения над звучащим материалом показали, что проверка на корпусе самых, казалось бы, очевидных и общепринятых лингвистических утверждений иногда приводит к интересным и порой неожиданным результатам (см. главу 6 настоящей монографии), что позволяет поставить задачу пересмотра на корпусных данных всех накопленных к настоящему моменту лингвистических сведений.
Это касается всех уровней языка — лексического (новые словари), морфологического и синтаксического (новая грамматика), фонетического, словообразовательного и пр. Не последнее место среди тех возможностей, которые открывает корпусный подход к анализу звучащей речи, занимает ее лексикографическое описание. Думается, что такое описание на материале Звукового корпуса может вестись в нескольких различных направлениях: это и частотные (алфавитно-частотные) словари, как общие, так и социально, психологически или лингвистически ориентированные (гендерные, возрастные, с учетом психологических характеристик говорящих или типа спонтанного монолога и т. п.) , и словари редуцированных форм или вербальных хезитативов, наконец, словарь русской повседневной разговорной речи и, вероятно, ряд других, посвященных конкретным пластам русской лексики. Рассмотрим основные из этих направлений и первые результаты соответствующих исследований.